Технология тиснения фольгой – основы. часть вторая

Состав фольги

Фольга продаётся в рулонах. В наличии имеется фольга различ­ной цветовой гаммы, с различными вариантами глянцевого покрытия. Всё это предоставляет широкие возможности для творчества дизайнеров. В продаже легко можно найти разнооб­разные типы фольги всех цветов: чистую, с тоновой окраской, голографическую, матовую, с глянцевым пигментом или метал­лизированную. Фольга золотого и серебряного цвета наиболее популярна для процесса тиснения фольгой. Существуют много­численные расцветки золотой и серебряной фольги, которые слегка отличаются друг от друга своими оттенками.

Структура и состав фольги значительно изменяется в зависи­мости от её применения. Обычная металлизированная фольга имеет пять слоёв.

В состав фольги, в первую очередь, входит тонкий слой плёнки из полиэстера, который является основой для всех дру­гих материалов.

На плёнку из полиэстера наносится разделительный слой. Разделительный слой представляет собой воскообразную суб­станцию, которая при нагревании отделяет красящее вещество от плёнки из полиэстера.

Третьим слоем яв­ляется красящее ве­щество или лаковое покрытие.

Четвёртым слоем является металлизи­рованный слой; обыч­но для этого слоя ис­пользуют алюминий в связи с его низкой стоимостью, лёгкой обработкой и стабильностью цвета. Даже в состав золотой фольги входит слой алюминия жёлтого цвета.

Пятым слоем является клеевое покрытие, которое служит для скрепления металла (красящего вещества) с материалом, на котором проводится тиснение, когда алюминиевое покрытие отделяется от плёнки из полиэстера.

В процессе тиснения фольгой клеевое покрытие контактиру­ет с бумагой, а штамп контактирует с плёнкой из полиэстера. По мере нагревания разделительного слоя слои с третьего по пя­тый приклеиваются к материалу, на котором проводится тисне­ние. Излишек фольги, который не участвует в создании изобра­жения - слои с первого по второй, а также часть фольги из слоёв с третьего по пятый, которая не перешла с клише на мате­риал, - наматывается в рулон и выбрасывается.

Пигментная фольга обычно не имеет алюминиевого покры­тия. Краска переносится на субстанцию при нагревании разде­лительного слоя. Пигментная фольга не имеет такого блестяще­го слоя и кроющей способности. Красящее покрытие является основным слоем для определения оптических свойств тиснения фольгой. Изменив красящий слой, можно создать фольгу голог- рафическую или с перламутровым эффектом.

Отделение фольги

 

основа из полиэстера разделительный слой

 

 покрытие из красящего вещества или лака

 

алюминиевое покрытие

 

клеевое покрытие

 


Рис. 10.1. Металлизированная фольга изготавливается из пяти слоёв.

 

Разделительный слой имеет большое значение для состава фоль­ги. Он скрепляет другие слои с основой из полиэстера в процес­се нагревания фольги, но то, как проходит процесс отделения слоёв из состава фольги, является критическим. Существуют сле­дующие виды отделения: неплотный, средний и плотный.

Неплотный вид отделения используется для больших плашек, где фольга переносится на большую поверхность под минималь­ным давлением. Для того, чтобы максимально улучшить качес­тво изображения на больших плашках, предпочтительно ис­пользовать неплотный вид отделения слоёв фольги, потому что более плотное отделение фольги может привести в результате к появлению расслойки или даже маленьких отверстий. Тем не менее, при неплотных видах отделения слоёв фольги нельзя по­лучить твёрдых, резких кромок. Фольга имеет тенденцию к «растягиванию», поэтому небольшое количество лишней фоль­ги обрезается до кромки печатающих элементов формы (штам­па). Шрифт с тонкими засечками приводит к расплаву фольги в большем количестве от необходимого, и происходит заполне­ние пробельных участков печатной формы.

Средний вид отделения фольги используется в работах, где комбинируются плашки и тонкие штриховые элементы штампа (клише). Некоторые работы не относятся ни к тонким штрихо­вым клише, ни к большим плашкам. В таких работах приходится прибегать к среднему виду отделения фольги. Эти промежуточ­ные работы имеют достаточно плашек, чтобы гарантировать неплотное отделение фольги, но в то же время нуждаются в не­которой твёрдости на кромках.

Плотная фольга не отделяется так же легко и больше подхо­дит для мелких деталей изображения, где неплотная фольга ста­ла бы расплываться. Плотная фольга плохо подходит для боль­ших плашек, потому что требуется дополнительное давление для необходимой площади контакта. Маленькие отверстия по­являются на больших поверхностях, потому что фольга «лома­ется», когда меняется давление даже в незначительной степени. Фольга с плотным отделением больше всего подходит для тон­ких засечек, вывороток, клише с тонкими штрихами и линиями и любых поверхностей с мелкими деталями изображения.

Станки для тиснения, по возможности, используют как плот­ную, так и неплотную фольгу для одной и той же работы. Напри­мер, обложка для карманной книги на тему ремонта и обслужи­вания нового недвижимого имущества может иметь большое графическое изображение здания какой-нибудь смелой конст­рукции на лицевой стороне обложки. На оборотной стороне обложки можно поместить контактную информацию, напеча­танную шрифтом с тонкими засечками. Оба изображения изго­тавливаются при помощи фольги с одинаковым золотым цве­том. В данной ситуации высокое качество изготовления достигается путём использования фольги с плотным отделени­ем для оборотной стороны обложки книги, и фольги со сред­ним или неплотным отделением для лицевой стороны обложки книги. Этого результата можно добиться двумя прогонами че­рез машину для тиснения (пресс для тиснения) или одним про­пуском издания через два подающих фольгу механизма.

Необходимо принять к сведению, что качество фольги ухуд­шается со временем. После нескольких месяцев рулон фольги те­ряет свою способность качественной передачи красящего мате­риала и покрытия поверхности материала тиснения (снижается кроющая способность фольги). Разделительный слой теряет свои оптимальные рабочие характеристики и уже не может воз­действовать на другие слои фольги с той же интенсивностью, как раньше. Устаревший материал следует выбрасывать, как только ухудшается степень эффективности его функционирования.

Работа пресса для тиснения фольгой

Тремя основными показателями, при помощи которых прово­дится постоянное наблюдение и контроль за работой пресса, являются температура штампа, давление и выдержка по време­ни касания штампа, фольги и материала. Каждый вид фольги характеризуется оптимальным видом отделения при определён­ной температуре. Рекомендуемая температура всегда указывает­ся на рулоне фольги. В ходе работы пресса температуру можно повысить или понизить для того, чтобы добиться благоприят­ных рабочих условий. Температура печатающей поверхности штампа, а не плиты, на которой укреплен штамп, является кри­тическим фактором и определяется с помощью сенсорных дат­чиков. Для более точных показаний температуры печатающей поверхности штампа можно использовать пирометр.

Достижение максимального показателя температуры пред­ставляет опасность для фольги. Большинство видов фольги лучше всего переводит рисунок на другую поверхность при тем­пературе в диапазоне от 210° до 270° F. При недостаточной темпе­ратуре фольга не переносится полностью, оставляя части крася­щего вещества на основе из полиэстера. Только повышая температуру, можно добиться полного перенесения красящего вещества фольги. При повышенной температуре фольга может стать тусклой. Также и другие факторы могут повлиять на приоб­ретение фольгой тусклого цвета (включая неровную поверх­ность бумаги); а если отражательная способность фольги меняет­ся в процессе работы и её внешний вид становится молочным, причиной этого эффекта является изменение температуры.

Восстановление тепла является важной характеристикой для штампов и прессов. Так как холодная бумага воздействует на фольгу и штамп, тепло теряется, а температура понижается. Датчик температуры пресса реагирует и включает нагреватель­ные элементы. Этот динамичный процесс означает, что посто­янная температура не обещает ничего хорошего, поэтому су­ществует рабочий режим для изменения температуры в определенных пределах. Ограничение температуры благотвор­но влияет на качество и консистенцию тиснения фольгой.

Давление является вторым качественным показателем, влияю­щим на качество тиснения фольгой. Для достижения хорошего контакта между материалом и фольгой требуется определённое давление. Недостатки, выявленные в процессе приклеивания слоя фольги (красящего вещества), можно исправить путём повышения давления. Баланс достигается, когда устанавлива­ется определённая величина давления, достаточная для хоро­шей передачи слоя фольги, в то же время сохраняется чистое изображение. Ряд факторов влияет на давление, включая тол­щину и плотность бумаги, толщину и плотность кипы бумаги пе­ред и после тиснения, а также толщину, плотность и вид метал­ла самого штампа.

Третьим показателем является выдержка временем или время, в течение которого штамп контактировал с фольгой и материа­лом. Для нагревания разделительного слоя, а также клеевого слоя требуется достаточно много времени. Увеличение времени выдержки обычно улучшает качество приклеивания, после чего изображения становятся более чистыми. Ясно, что существует обратная зависимость между выдержкой временем и скоростью пресса. По мере увеличения скорости работы пресса выдержка временем уменьшается. Процесс тиснения фольгой обычно проходит легче при медленной скорости, когда увеличивается выдержка временем. Этот фактор ограничивает рабочую ско­рость прессов для тиснения фольгой.

Хороший оттиск можно получить только при использовании правильной нижней части штампа. Нижняя часть штампа пред­ставляет собой тонкую деревянную основу штампа, которую ус­танавливают на стол пресса, служащего в качестве подложки для последующего печатного контакта. При тиснении фольгой пользуются плоской нижней частью штампа. Нижнюю часть штампа изготавливают из разных материалов. Очень твёрдые основы штампа хорошо использовать для мелких деталей с ост­рыми изломами. Другие нижние части штампа могут быть до­вольно мягкими и способствовать выравниванию давления пе­чатной формы - оттиска. Такие основы штампа хорошо подходят для работы с плашками и на больших поверхностях, где слишком большие плашки могут оставить отверстия.

Критическим моментом для тиснения фольгой является ус­тановка одинакового давления. Без этого условия одна часть фольги будет переведена на клише по всем правилам, в то время как другая сделается пёстрой. Если повысить давление, пёстрая часть начнёт подниматься, а другая часть расплываться. Сохра­нять пробельные участки открытыми так же важно, как добить­ся перенесения на материал цельного изображения. Одинако­вое давление устанавливается, когда печатающие поверхности и поверхность материала остаются плоскими и параллельными. Существуют различные методы для того, чтобы проверить вы­равнивание поверхностей. Прессы необходимо периодически проверять и нивелировать.

Несмотря на то, что пресс может быть в оптимально хоро­шем состоянии, штампы могут иметь незначительную неров­ность поверхности. Даже на новом штампе необходимо произво­дить приправку на самом прессе. Приправка на прессе высокой печати встречается чаще, чем на офсетной печатной машине.

Процесс приправки штампа при тиснении фольгой включает в себя традиционные функции регулирования любого пресса - регулирования подающего механизма, загрузку бумагой, уста­новку штампа и т.д. Но при тиснении фольгой приправка также относится и к микроподгонке отдельных участков печатной формы для стабилизации и выравнивания давления по всей по­верхности тиснения, с целью получения ровных высококачест­венных отпечатков фольги. Техника приправки состоит из под­кладки тонкой ленты или бумаги под или на приправочные листы в том месте, где делается отпечаток. При помощи под­кладки или установки основания штампа оператор пресса мо­жет компенсировать любое неравномерное давление в процес­се работы пресса. Процесс приправки проходит постепенно. Подкладка совершается там, где обнаружен низкий участок пе­чатной формы, затем на следующем низком участке. Когда цель­ное изображение переносится ровно, можно начинать основ­ной процесс тиснения фольги.

Тиснение фольгой имеет тенденцию переносить высокока­чественный отпечаток лучше всего на гладкой бумаге с плоской печатной поверхностью. Можно также производить тиснение фольгой на грубой тонкой ткани, но только в том случае, если она хорошо сжимается и её можно «проглаживать» в ходе про­цесса тиснения для получения гладкой поверхности для перено­са фольги. Бумага с покрытием обычно очень хорошо принима­ет фольгу, то лее самое можно сказать и о гладкой печатной бумаге без покрытия. В некоторых случаях тиснение фольгой хорошо получается на текстурных материалах при помощи уси­ления оттиска и сглаживания воспринимающей поверхности.

Когда тиснение фольгой делается сверху напечатанной крас­ки, важно, чтобы краска могла принять красящий слой фольги. Краски не должны содержать воска в случае применения покры­тий или фольги. Большинство красок изготовлено из тефлона (Teflon*), силикона или какого-нибудь другого ингредиента, де­лающего поверхность гладкой. Гладкие поверхности труднее ис­тереть или повредить во время транспортировки, но в то же время на таких поверхностях практически невозможно произ­вести тиснения фольгой. Гладкая поверхность уменьшает силу крепления клеевого слоя фольги. Также тиснение фольгой по­верху покрытий или других слоёв фольги может быть критичес­ким и проблематичным. Лучше всего наносить покрытие после тиснения, если это возможно, (хотя такая последовательность процессов может изменить внешний вид фольги), либо убрать покрытие на месте тиснения фольгой.

Во время тиснения фольгой большие поверхности (плашки) могут покрываться пузырями, так как нагреваемые печатные листы начинают терять влагу. Фольга запечатывает исходный материал, и, если у испарения нет выхода, он начинает пузы­риться. Лучше свести к минимуму тиснение фольгой больших поверхностей. Вы должны передать образцы исходного матери­ала вашему специалисту, который может определить в них со­держание влаги и их пригодность к процессу тиснения фольгой (помните, что образцы могут высохнуть и неточно показывать состояние исходного материала).

Тиснение фольгой иногда используют для печатных заголов­ков. Вы должны обсудить использование данного типа гарниту­ры со специалистом по послепечатной обработке.

В процессе печати распыление противоотмарочного порошка на оттиски, на которые проводится тиснение фольгой, должно быть минимальным. Порошок, используемый на листовых офсет­ных печатных машинах, может вызвать повреждение элементов штампа во время их работы. Небольшие количества порошка не вызывают особых проблем, но процесс приклеивания и внешний вид фольги могут пострадать от большого количества порошка.

Обсуждение всех условий и требований с вашим технологом помогут избежать пустую и дорогостоящую трату времени, кото­рое потребуется для спасения работы, непродуманной и незап­ланированной должным образом с самого начала.

Дизайн с использованием тиснения фольгой

При подготовке дизайна для тиснения фольгой важно иметь в виду несколько соображений. Чем больше вы знаете о тисне­нии фольгой, тем лучше вы подготовите оригинал художест­венного изображения, который будет способствовать повыше­нию эффективности самого процесса тиснения фольгой. Если ваш технолог перепоручит кому-нибудь тиснение фольгой (это делают многие технологи), дайте ему понять, что вы хотите иметь прямую связь с профессионалом по тиснению фольгой, который будет заниматься вашим проектом; таким образом, вы извлечёте для себя пользу от индивидуальной экспертизы. Если производство штампов для тиснения фольгой будет так­же выполнять профессиональный производитель, с вашей сто­роны будет разумным установить канал прямой связи и с этой компанией. Чем больше трудозатрат вложено в выполнение вашего проекта, тем лучше вы можете воспроизвести художест­венное изображение.

Подготовка художественного оформления для тиснения фольгой похожа на подготовку художественного оформления для печати издания. Вообще, вы должны предоставить чистый файл, без какой-либо дополнительной информации или неакку­ратных элементов. Шрифты определённого кегля и рисунка не­обходимо перевести в контурные шрифты. Если необходимо, файлы должны быть подготовлены с иллюстрациями в вектор­ном виде с растровыми изображениями. Файлы необходимо сохранить в виде EPS и выровнять на одном уровне соединения в разворотах. Художественное оформление должно быть подго­товлено в масштабе один к одному (100%). Ваш файл должен иметь чёрно-белую копию с твёрдого носителя, показывающую все элементы, необходимые для печати, другие типы фольги или тиснений также должны быть указаны.

Если ваша иллюстрация будет выполнена при помощи авто­матического гравировального оборудования, поставщик штам­па может попросить вас сделать художественное оформление полностью в векторном виде, без растровых изображений. Та­кое оборудование использует программное обеспечение, кото­рое считывает только геометрические точки векторного изоб­ражения. Могут понадобиться другие форматы, так как работа машин не имеет основания PostScript. Ранние консультации со специалистом по штампу помогут вам создать полезные файлы.

Художественное оформление фольгой должно состоять только из штрихового клише и шрифта. Тоновая окраска (се­рый полутон) и полутона не очень хорошо воспроизводятся, по­этому их лучше избегать. Все элементы необходимо окрасить в чёрный цвет в том случае, если вы не используете фольгу, окра­шенную в несколько цветов; в этом случае вы можете использо­вать другой цвет. Если вы предусмотрели для оформления плён­ку, убедитесь, что она соответствует вашим требованиям.

Графическое изображение и шрифт имеют тенденцию выгля­деть более насыщенными при тиснении фольгой, поэтому вы можете выбрать более светлый рисунок шрифта и увеличить пробелы между словами. Можно увеличить интерлиньяж, чтобы обеспечить больший пробел между строками. Пробел, который может показаться слишком большим в печати, будет выглядеть более натурально в фольге. Выворотный шрифт имеет тенден­цию расплываться, даже при относительно большом размере. Лучше всего пользоваться жирным шрифтом для выворотного шрифта, а также увеличить размер кегля как только возможно.

Ограничено тиснение фольгой для мелких деталей изобра­жения. К счастью, большинство штриховых клише может быть полностью репродуцировано в процессе тиснения фольгой. Обычно на гладком исходном материале в позитивной форме можно удерживать строку с минимальной толщиной менее чем 0.5 пункта (1 пункт = 0,3527 мм в англо-американской системе измерений; примечание редактора). Выворотное штриховое изображение имеет более широкие ограничения, обычно 0.75 пункта на хорошем исходном материале. По мере изнаши­вания подложки эти ограничения увеличиваются.

Как уже было сказано выше, вызывает опасение тиснение фольгой на поверхности со светлым шрифтом, с мелкими дета­лями изображения, со шрифтом, рисунок которого напоминает рукописный, в особенности если эти элементы находятся рядом с большими, жирными гарнитурами. Светлый шрифт требует плотную фольгу и максимально сильное давление. Большие по­верхности требуют неплотную фольгу. При тиснении вместе случаются потери, и ни одна из частей не получается хорошо. Этот шрифт дизайна, может быть, требует отдельной обработ­ки и прогонки через пресс за два раза, что, конечно, увеличива­ет затраты на тиснение фольгой экономически и по времени. Чтобы избежать этого, попытайтесь использовать элементы одинакового размера и рисунка. Такая практика поможет вам работать с обычной фольгой и обычными давлениями, и поэто­му сэкономит деньги вашему клиенту.

Штампы и выбор фольги

После просмотра художественного оформления изготовитель штампов может порекомендовать вам специальный материал для производства штампа (магний, медь или латунь). Как уже говори­лось выше, магний обычно используют для простых изображе­ний и маленьких тиражей. Он является самым дешёвым из всех материалов и подходит для выполнения многих видов работ.

При помощи медных штампов можно хорошо выполнить процесс тиснения фольгой при больших объёмах работы с хо­рошим детальным художественным оформлением, которое по качеству превосходит возможности штампа из магния при вы­полнении подобной работы. Медь также является относитель­но недорогим материалом, потому что, как и магний, она прохо­дит обработку фотохимического травления. Медь является отличным выбором для тиснения фольгой, так как она обладает многими преимуществами латуни, за исключением её высокой стоимости. Оба материала: медь и магний легко репродуциру­ются, поэтому позволяют создавать многочисленные образы для проектов с двойным блоком.

Латунный штамп является самым дорогим вариантом, пото­му что он гравируется механическим способом. Латунные штам­пы для тиснения фольгой обычно изготавливаются на гравиро­вальных машинах намного быстрее, чем при помощи ручной инструментальной обработки. Латунь может стать вашим наи­лучшим выбором, особенно когда в работе присутствуют очень мелкие детали изображения или же тираж издания превосходит 500,000 оттисков тиснения. За исключением очень сложных проектов, для обычных проектов чаще выбирают медь.

Когда один или более видов фольги применяются в одной приводке друг к другу, вы не должны отделять их друг от друга, как обычно делается, в печатной форме. Разные виды фольги не очень хорошо приклеиваются друг к другу, поэтому специа­лист должен уделить особое внимание этому процессу, чтобы обеспечить точную приводку. Как уже говорилось раньше, важ­но информировать изготовителя штампов и специалиста по тиснению фольгой обо всех деталях художественного изобра­жения, совпадающих с другими элементами. Изготовитель штампов рассмотрит необходимость и размер компенсации за раскатку штампа.

Вы должно точно указать цвет фольги специалисту. Выбор цвета фольги обычно предоставляют сделать специалисту по тиснению фольгой. Хорошее знание цветовой гаммы фольги, её образцов и разделений помогут вам в вашем дизайне. Сущест­вует коммерческий справочник по цветовой гамме фольги, изданный Ассоциацией по тиснению фольгой и конгревному тиснению (www.fsea.com). Эта специализированная книга со­держит многочисленные образцы тиснения и по своему стилю напоминает веера PANTONE®.

Выбор материала

Вы должны выбрать оптимальный тип бумажного материала для тиснения фольгой. Многие проекты, которые включают ра­боту по тиснению фольгой, обычно относятся к первоклассным работам с маленьким тиражом. Учитывая это и тот факт, что стоимость бумаги не составляет большую часть от общей стои­мости работы, нет никакой необходимости скупиться. Лучше покупать качественную бумагу.

Толщина листа бумаги обычно не имеет особого значения для процесса тиснения фольгой. Если печатный лист подаётся в пресс без всяких проблем и инцидентов, на тонком бумажном материале тиснение производится так же хорошо, как и на тол­стом бумажном материале. Самым главным фактором, оказыва­ющим влияние на качество тиснения, является гладкая повер­хность бумаги. Если вы планируете тиснение фольгой, вы должны, по возможности, выбрать два или три типа бумажного материала и обсудить эти варианты со специалистом по тисне­нию. Специалист по послепечатной обработке может нредоста- вить образцы и провести испытания, если это необходимо, для определения совместимости бумаги и фольги.

Вы должны быть осторожны, используя просвечивающие (полупрозрачные) и некоторые непрозрачные типы фольги с цветной бумагой. Материал подложки может повлиять на внеш­ний вид и цвет фольги. При выборе фольги подумайте, как она будет выглядеть на выбранном вами бумажном материале.

В определённых ситуациях молено подготовить высоко тек­стурную бумагу для тиснения фольгой путём «сглаживания» листов перед их тиснением. Это делается методом прогонки листов через пресс для тиснения с дополнительной проводкой и тиснением текстурной поверхности бумаги до плоского её уровня, где будет потом производиться тиснение фольгой. Лис­ты затем подвергают тиснению с последующим прогоном, по­лучая в результате чистое изображение. Эта трудоёмкая техно­логия обычно позволяет преодолеть ограничения тиснения из-за текстуры бумаги.