Конгревное тиснение – основы технологии. Часть первая.

Использование объёмных эффектов в печатной продукции до­бавляет интерес и стимулирует чувство прикосновения. Тек­стурная бумага является самым простым способом привлечь внимание и разбудить другие чувства. Можно увидеть и убедить­ся, что область мельчайших теней, вершины и углубления на по­верхности бумаги влияют на внешний вид бумажного материа­ла. Бумага, которой придали текстурную форму поверхности на фабрике, используя технологию тиснения, в результате превра­тилась в объемную структуру, которую молено видеть и ощущать.

Специалист по тиснению может сделать рельефным исход­ный материал. Может быть, вы предпочтёте использовать кон­траст - либо гладкую бумагу с конгревным изображением, либо текстурную бумагу с гладким вдавленным изображением. Эти впечатляющие эффекты привлекают взгляд к дизайну. Читатель чувствует образ - при этом просыпаются два чувства, оставляя запоминающийся опыт.

Конгревное тиснение - это процесс, в котором изготавливают­ся штамп и контрштамп (матрицу), а бумага или картон прессу­ются под высоким давлением между этими двумя штампами. Эта технология используется для создания рельефного многоуров­невого изображения на бумаге или картоне.

В связи с тем, что тиснение фольгой, конгревное тиснение и конгревное тиснение фольгой идентичны в своей функции, и поставкой оборудования для них занимаются одни и те же поставщики, вам будет полезно прочитать предыдущую главу, касающуюся тиснения фольгой, прежде чем вы продолжите знакомство с нашим справочником. Можно сделать много сравнении по всем параметрам между тиснением фольгой и кон- I репным тиснением.

Эффект блинтового и конгревного тиснения

Конгревное тиснение - это технология деформирования бума­ги по определённому образцу. Иногда конгревное тиснение на­поминает напечатанное изображение. В другой раз конгревное тиснение совмещают с тиснением фольгой, и в результате фоль­га появляется на поверхности отпечатка. Случается, что после конгревного тиснения деформируется страница и появляется отражающий эффект. Иногда используют блинтовое тиснение (слепое одноуровневое тиснение без фольги), когда из одной бу­маги создаётся изображение формы тиснения (печатная форма высокой печати, клише, штамп) без использования фольги, пе­чатной краски или другого красящего вещества.

 

 

Рис. 11.1. Штамп конгревного тиснения является негативным изображением области конгревного тиснения. Материал деформируется в процессе тиснения между штампом и контрштампом.

 

Блинтовое тиснение предлагает уникальный и элегантный вариант для дизайнера. Блинтовое тиснение является практи­чески невидимым, но эффектным, потому что только пространст­венное зрение, включающее тени, созданные отражённым све­том, формирует художественное изображение на материале. Его эффект усиливается, когда используемый текстурный бумажный материал выравнивается только в области тиснения.

 

Существуют два варианта: конгревное тиснение и вдавленное тис­нение. Конгревное тиснение заключается в поднятии изображе­ния. Вдавленное тиснение - в его углублении, по отношению к исходной поверхности материала. Для одноуровневой работы (блинтового тиснения, тиснения фольгой) вдавливание всегда находится ниже уровня бумаги, а конгревное тиснение всегда находится над поверхностью бумаги. Производственный про­цесс одинаков для обоих вариантов, несмотря на то, что штам­пы имеют формы, противоположные друг другу.

Подобно тиснению фольгой, конгревному тиснению требу­ется штамп. При помощи штампа наносится сильный удар на бу­магу. В отличие от тиснения фольгой, в процессе которого ис­пользуется плоская нижняя часть штампа, в конгревном тиснении требуется контрштамп. Этот штамп зеркального изоб­ражения используется для того, чтобы заставить материал за­полнить конгревный штамп. Такие штампы часто называют штампами женского и мужского рода («мама» и «папа» - произ­водственный жаргон в России; примечание редактора). Кон­гревное тиснение использует штамп женского рода и основание штампа мужского рода. Вдавленное тиснение использует штамп мужского рода и основание штампа женского рода.

За изготовлением контрштампа из конгревного штампа сле­дит оператор, работающий на прессе, либо в процессе произ­водства штампа, либо после того, как штамп установят в специ­альном гнезде пресса.

Обычно конгревное тиснение используют для первоклас­сной упаковки, визитных карточек и печатных заголовков, а также для высококачественных коммерческих продуктов. Боль­шинство дизайнеров хотят максимально углубить конгрев. Су­ществует несколько различных размеров конгревного тиснения и его возможного углубления, а также ряд факторов, влияющих на максимальную силу давления. Даже размытая конгревная глу­бина может создавать сильное художественное впечатление.

Альтернативы конгревному тиснению

Прежде чем мы приступим к обсуждению технического приме­нения конгревного тиснения, стоит обсудить некоторые альтер­нативы конгревному тиснению. Недорогой альтернативой, ко­торая не имеет такую же большую воздействующую силу, как конгревное тиснение, является термография. Термография - это технология, в соответствии с которой пудрой (порошком) по­сыпается только что отпечатанный офсетным или любым дру­гим способом печати оттиск, и после снятия излишнего коли­чества пудры оттиск прогоняют через термический туннель для закрепления методом спекания порошка и небольшого подъёма изображения в том месте, где уже находилась печатная краска.

Термографию часто используют для визитных карточек. Под­нятое рельефное изображение создаёт блестящий, гладкий внеш­ний вид. Часто появляются мельчайшие точечные отверстия, ко­торые становятся видимыми, потому что расплавленная пудра не создаёт ровную поверхность. Термографию легко отличить от конгревного тиснения, потому что передняя сторона полосы, поднимается, а задняя не углубляется. Бумага совершенно не ме­няет свою форму, а скорее расплавленный и застывший порошок поднимается над поверхностью бумаги. В отсутствии штампа тер­мография обычно стоит дешевле. Тем не менее, для работ более высокого качества - это неподходящая альтернатива.

Некоторые способы печати также могут создавать неболь­шой эффект неглубокого травления, имитируя неглубоко прот­равленный конгрев. Например, при высокой печати используют сильное давление для передачи краски, такое сильное, что даже бумага немного деформируется во время печатного процесса. Высокая печать имеет полезные характеристики, но не может служить подходящей заменой тиснению. Высокий способ печа­ти не может создавать ни рельефные многоуровневые изображе­ния, ни барельефы на бумаге, подобно конгревному тиснению.

Процесс конгревного тиснения

Конгревное тиснение начинается со штампа. Большинство из­готовителей производят как штампы для тиснения фольгой, так и штампы для конгревного тиснения. Подобно штампам для тиснения фольгой, штампы для конгревного тиснения изготав­ливают из магния, меди и латуни. В наличии имеются также и стальные штампы для очень больших тиражей изданий с кон- гревным тиснением. Выбор штампа зависит от деталей изобра­жения, тиража, глубины конгревного тиснения и стоимости. Прежде чем мы будем говорить о специфических характеристи­ках каждого типа штампа, мы должны описать процесс конгрев­ного тиснения в общих чертах.

Когда мы пытаемся деформировать бумагу, более экстре­мальные форма, глубина и угол наклона штампа могут вызвать повреждение или даже разрушение бумаги. Например, реально вы не можете начать процесс деформирования бумаги с плоско­го положения бумаги, сгиб 90°, растяжение на один дюйм вверх, сгиб ещё на 90°, растяжение на три дюйма направо, сгиб ещё на 90° и затем возвращение к оригинальной плоскости. Древесное волокно просто не может так растягиваться. Некоторые виды пластмассы могут принять такую форму, но бумага разорвётся или даст трещину. В самом экстремальном случае бумажный ма­териал разорвётся в нескольких местах. Конгревное тиснение должно работать с ограничениями материала для того, чтобы добиться максимальной пластической деформации бумаги, не повредив её. Штамп должен работать с выбранной бумагой, а элементы дизайна должны добиться оптимального восприятия глубины изображения.

Глубина конгревного и вдавленного тиснения обычно нахо­дится в диапазоне от примерно 0.010 дюйма до приблизительно 0.025 дюйма на одноуровневом тиснении. Можно добиться глу­бины более чем 0.025 дюйма на некоторых материалах или когда применяются многоуровневые или скульптурные штампы (штампы, создающие барельеф при конгревном тиснении). Пос­тепенно переходя через различные уровни, можно получить бо­лее глубокий конгрев. Глубокое конгревное тиснение может быть очень эффектным, но его трудно производить, потому что бумага (картон) испытывает при этом огромное напряжение.

Глубина рельефа

Реально можно ожидать, что на бумаге появятся неглубоко пос­ледовательные изгибы. Мы редко сгибаем бумагу на 90°, кроме тех случаев, когда она проходит процесс фальцовки. Например, если мы собираемся сделать конгревное тиснение на шпоне в 6 пунктов и 0.020 дюйма над поверхностью бумаги, мы использу­ем рельеф в 60° на штампе. Это создаёт угол в 30" для сгиба бума­ги по отношению к её первоначальной плоскости. Такой посте­пенный наклон позволяет совершать более лёгкий переход к новой плоскости. Более высокий угол рельефа означает посте­пенный переход к новой плоскости. Обычно рельефы имеют угол наклона от 30° до 60°, хотя существуют и другие рельефы. Рельеф 0° эквивалентен прямоугольному переходу для бумаги и, наверняка, повредит материал.

Для глубоких конгревных тиснений нужны постепенные пе­реходы. Глубины могут иметь более крутые наклоны, но с увели­чением глубины возникает необходимость слабых постепенных наклонов. Рельеф в 30° часто используют для неглубокого кон- гревного тиснения - возможно, 0.010 дюйма или ниже. Когда вы. увеличиваете глубину до 0.015 дюйма, рельеф в 30° в результате приведёт к резкому переходу и может разорвать бумажный ма­териал. В связи с этим такая глубина требует наличие рельефа с минимальным наклоном в 45°.


Рис. 11.2. Различные комбинации рельефных углов и глубины можно использовать для создания изображения при конгревном тиснении. Области, заштрихованные серым цветом, указывают на рельефные комбинации, которые не рекомендуется делать.

 

Тонкие детали, подобно шпонам (шпон - пробельный мате­риал, используемый при изготовлении металлических печат­ных форм для способа высокой печати для увеличения пробе­лов между строками; толщина (кегль) шпона от 1 до 4 пунктов; примечание редактора) в 2 пункта, нельзя подвергать конгрев- иому тиснению так же глубоко, как толстые штрихи шрифта или детали изображения. Ширина поверхности, подлежащей конгревному тиснению, прямо пропорциональна достигаемой высоты. Тонкие линии нельзя воспроизвести так же высоко, как толстые линии.

Большие углы рельефа можно всегда использовать для дости­жения постепенного перехода с уровня на уровень. Тем не менее, угол рельефа оказывает воздействие на внешний вид конгрева. Большие углы рельефа имеют тенденцию к снижению остроко­нечных краёв. Глубины в 0.020 дюйма или 0.025 дюйма должны иметь рельефы, по крайней мере, в 50° для того, чтобы добиться необходимого наклона. Выбранный материал также будет влиять на угол наклона, поэтому важно проконсультироваться со специ­алистом по конгревному тиснению для определения оптимально­го рельефа для вашего проекта с конгревным тиснением.

Одноуровневые штампы

 (клише, печатные формы высокой печати)

 

Рис. 11.3. Одноуровневые штампы могут быть созданы в одной из четырёх печатных форм изображения.

Одноуровневые штампы имеют различные размеры и только два уровня - уровень пробельных элементов и уровень печатаю­щих элементов. (Штампы, клише, печатные формы глубокой печати называют одноуровне­выми, так как все печатающие элементы лежат на одном уров­не и находятся выше пробель­ных; примечание редактора) Одноуровневые штампы (кли­ше, печатные формы для спосо­ба высокой печати) обычно ис­пользуют для создания после тиснения графического изоб­ражения и текста. При помощи одноуровневого штампа создаются изображения и текст выпук­лыми или вдавленными ниже поверхности материала в зависи­мости от вида тиснения. Одноуровневая плоскость содержит элементы дизайна, которые представляют только одну «печат­ную форму», такую как штриховое клише.

Границы печатной формы изображения

Можно назвать несколько видов границы печатных элементов изображения. Мы уже говорили о рельефах, которые больше всего влияют на границы печатных элементов изображения. Ре­льефы используют для получения плоской поверхности.

Вторым видом границы печатных элементов изображения для одноуровневого клише является граница в форме купола. Форма купола заменяет плоскую поверхность новой плоскос­тью с закруглёнными углами поверхности. Форма купола помо­гает перевести бумагу на новую плоскость, поэтому нет никакой необходимости в рельефе. Клише, имеющие границу печатных элементов изображения в виде купола, представляют наиболь­шую сложность для производства, и обычно такие штампы обра­батываются ручным способом.

Третий вид границы печатных элементов изображения для одноуровневых штампов имеет V-образную форму или клише в виде резца. Это клише не имеет плоскую поверхность; скорее, оно напоминает заострённый наконечник. Это клише распола­гает длинными, наклонными краями, которые встречаются на острие наконечника в форме резца. Это клише выглядит наибо­лее эффектным для тонких линий и штрихов графического изображения, но не используется для больших поверхностей.

Четвёртый вид границы печатных элементов изображения для одноуровневых штампов является плоским с закруглёнными углами. Само его название означает, что это клише имеет плос­кую поверхность, но закруглённые переходы, что придаёт ему определённый стиль печати и штрихового оригинала. Напри­мер, закруглённые углы хорошо подходят к рукописному шриф­ту. Тем не менее, закруглённые углы снижают четкость очерта­ния изображения тиснения, поэтому вначале убедитесь, что данное изображение совместимо с закруглёнными углами.

 

Расположение рельефа

При использовании рельефов вам следует указывать их распо­ложение. В варианты расположения рельефов входят: рельеф внутренний, рельеф продольный и рельеф внешний.

Внутренний рельеф используют, когда рельеф смешивается с плотным слоем штрихов и букв. Другими словами, клише, содержащее линейку из 2-х пунктов, имеет поверхность 1.5 пункта с нак­лоном 0.25 пункта с каждой стороны. Рельеф смешивается с внутренним пространством, локализованным для линейки в 2 пункта.

Когда рельеф размещается снаружи (внешний рельеф), тисненная поверхность той же самой линейки в 2 пункта имеет также 2 полных пункта и рельефы являются дополнительными к этим 2 пунктам. Общая толщина составляет в конце пример­но 2.5 пункта.

Размещение продольного рельефа означает, что рельеф наполови­ну находится внутри, а наполовину снаружи выделенного места.

Дизайнер полностью отвечает за размещение рельефа. Очевидным результатом является тот факт, что размещение релье­фа внутри делает детали тоньше; внешний рельеф имеет тен­денцию укрупнять детали. Такое размещение может повлиять па приводку.

Подводя итоги, можно сказать, что при одноуровневых штампах все компоненты изображения расположены на одной плоскости над поверхностью бумаги. Тиснение вдавливанием имеет все вдавленные элементы на одной плоскости ниже по­верхности бумаги.

Клише также можно создавать двумя разными способами. Многоуровневые клише и рельефные клише создаются в процессе тщательно разработанной технологии, которая увеличи­вает объёмный эффект тиснения.




Внешний рельеф

Продольный рельеф

Внутренний рельеф

           

Рис. 11.4. Расположение рельефа влияет на ширину приподнятой плоскости.