Конгревное тиснение – основы технологии. Часть вторая.

Многоуровневые штампы

Многоуровневый штамп имеет две или более раздельных конгревных плоскостей. Это придаёт большую пространственную размерность работе. Кажется, что некоторые детали изображе­ния находятся ближе, чем другие. Тем не менее, это не создаёт большую глубину. При использовании двух уровней мы видим, какая деталь изображения ближе к нам, потому что эта деталь находится на более высоком уровне. Тем не менее, мы не знаем точный рельеф глубины и мы не имеем точного представления о том, как расположены другие детали изображения по отноше­нию к рельефной глубине.

Многоуровневые штампы имеют повышенную сложность ис­полнения и повышенную стоимость. Многоуровневые штампы могут иметь два, три, четыре или более уровней, каждый из ко­торых разделяется рельефами. Такой ступенчатый эффект поз­воляет углублять штамп по необходимости, поскольку каждый рельеф переводит бумагу на большую глубину. Можно также про­изводить как конгревные, так и вдавленные комбинации в одном многоуровневом штампе. Например, логотип можно обработать вдавленным тиснением, а краткую, эмоционально заряженную фразу, название компании и контактную информацию конгревным тиснением, расположив его непосредственно рядом с ним.

Многоуровневые штампы являются великолепными инстру­ментами для разделения иллюстрации на «печатные формы од­ной краски» или для выделения важных уровней. Например, са­мые важные элементы могут находиться на самом высоком

Одноуровневый штамп         Многоуровневый штамп

Рис. 11.5. Многоуровневые штампы деформируют бумагу более чем в одной плоскости.

 

Рис. 11.6. Рельефный штамп используется для тиснения конгревом полутоновых изображений. Не существует индивидуальных рельефных углов, форм или уровней.

уровне, а второстепенные детали изображения на втором уров­не. Художественное оформление подготавливается подобным же образом и для двухцветного печатного графического изобра­жения. Штриховая иллюстрация и текст (шрифт) используются отдельно, по указанию дизайнера.

Рельефные штампы

Рельефные штампы являются самым сложным типом штампов. Рельефный штамп является полной аналогией многоуровнево­го штампа; он состоит из различных глубин и не имеет раздель­ного отделения между плоскостями. Другими словами, изгото­витель штампа создаёт плоскую иллюстрацию как шедевр трёхмерной гравировки. Как скульптура, в результате процесса созидания конгрев получает форму и размерность.

Рельефный штамп является мастерством и последним дости­жением в области конгревного тиснения. Лицо, бюст, здание, или любое полутоновое изображение можно подвергнуть конгревному тиснению с использованием рельефного штампа. Лю­бую чёрно-белую фотографию можно превратить в детальный конгрев. Изготовитель штампа превращает полутоновое изоб­ражение в штамп конгрева с различным рельефом глубины, формы и кромки. К этому процессу привлекается интерпрета­ция для определения перспективы. В дополнение художник дол­жен совместить печатную форму с размером рельефного клише и с предложенным в оригинале изображением.

Так как конгрев использует штамп женского рода (штамп-мама), изготовитель штампа работает в негативной форме, грави­руя самые глубокие области как самые важные компоненты и неглубоко протравленные области как менее важные. Напри­мер, в процессе подготовки рельефного штампа лица для конгревного тиснения нос гравируется глубже всех остальных час­тей, затем следуют скулы и брови, губы и подбородок. Глаза сами углубляются по отношению к бровям и поэтому не гравиру­ются глубоко. Этот процесс ручной обработки является очень утомительным и ненадежным.

Рельефные штампы обычно не вдавливаются, подобно одно­уровневым и многоуровневым штампам. Если рельефный штамп используется для тиснения вдавливанием, изготовитель штампа обрабатывает штамп мужского рода (штамп-папа), соз­давая гравировку в позитивной форме. Можно разделить бу­мажную плоскость в середине рельефного штампа, получив, та­ким образом, некоторые части вдавленными, а другие части выдавленными.

Раздельные уровни не используются в рельефных штампах. Их глубина постоянно меняется по усмотрению изготовителя штампа. Изготовители рельефных штампов являются художника­ми; подобно скульптору бронзовой статуи - они интерпретируют оригинал изображения, отчётливо представляя его себе, исполь­зуя творческие инструменты, превращая идеи в реальность рабо­ты своих рук, рассматривая все вопросы и перспективы со всех точек зрения, создавая своё собственное искусство в негативной форме. Это пленительная, но трудная область искусства.

Металлы для штампов

Как уже упоминалось ранее, штампы для конгревного тиснения могут быть изготовлены из магния, меди, латуни и иногда стали.

Сталь является единственным металлом, который не использу­ется для изготовления штампов тиснения фольгой, потому что она не проводит и не сохраняет тепло, как медь или латунь, и её производство стоит значительно дороже. Каждый из этих штам­пов имеет специфические характеристики, которые и определя­ют, какой металл больше подходит для ваших целей.

Штампы для конгревного тиснения имеют фиксированную цену, как и штампы для тиснения фольгой. Стоимость штампов из магния и меди зависит от площади и измеряется квадратны­ми дюймами, а стоимость штампов из латуни измеряется на ос­нове количества человеко-часов, необходимых для их произ­водства. Комплектность и сложность изготовления штампов из латуни увеличивают их стоимость.

Магний

Штампы, изготовленные из магния, являются самыми дешёвы­ми, так как магний считается материалом низкого качества. Штампы из магния подвергаются фотохимической обработке (травлению), как уже объяснялось в Главе 10. Штампы из маг­ния используют для одноуровневых клише, применяемых для тиснения малотиражных изданий, когда имеет место неглубоко протравленный рельеф изображения и обычные рельефные уг­лы считаются приемлемыми. Штампы из магния подходят больше для простых работ. Магний является недорогим метал­лом, так как он очень мягкий, его используют только для мало­тиражных проектов с простыми, жирными линиями, штриха­ми и текстом. Грубый бумажный материал, включая некоторые типы переработанной бумаги (бумага из вторсырья), может значительно снизить срок службы штампов из магния. При по­мощи этих штампов нельзя получить в результате обработки та­кие же твёрдые и жёсткие штампы, какие можно изготовить из меди или латуни. Кромки изображения также получаются слишком мягкими.

Штампы из магния, возможно, являются самыми популяр­ными, потому что их можно изготовить непосредственно с от­печатка фотографии, используя процесс фотомеханической гравировки. Комплектация обычно не влияет на стоимость штампа.

 

Таблица 11.1. Различные материалы, из которых изготавливаются штампы, имеют различные характеристики, включая твёрдость, продолжительность срока службы, стоимость, проводимость тепла и расширение металла.


Для многих малотиражных работ, где простой лого­тип и текст (шрифт) подвергаются процессу тиснения на пап­ке с карманами, магний является вполне приемлемым и пред­ставляет выгодную по стоимости альтернативу для более дорогих латунных штампов.

Медь

Штампы из меди имеют похожее штампам из магния применение но обычно с лучшими результатами. Так как штампы из меди дороже штампов из магния, их используют не так часто. Тем не менее, для мелких деталей изображения, таких как рукопис­ным шрифт, выворотные изображения и мелкие штриховые изображения, при помощи медных штампов молено добиться лучших результатов, и они имеют большую тиражестойкость.

Подобно магнию, медь используется только для одноуровневых штампов (клише) тиснения. Тираж составляет 500,000 оттисков-тиснений, так как грубый бумажный материал не оказывает такого сильного воздействия на эти штампы. Подобно магнию, медь проходит через процесс фотомеханической гравировки, по­этому она является относительно дешёвым материалом для про­изводства. В связи со сложностью контроля угла рельефа во вре­мя проведения процесса фотомеханической гравировки (травления), любая сложная или глубокая гравировка больше подходит для латуни.

Латунь

Штампы, изготовленные из латуни, являются лучшими для лю­бого конгревного тиснения, сверх производства простых одно­уровневых клише. Так как штампы из латуни производятся меха­ническим способом, либо при помощи машины, либо вручную, они хорошо подходят для сложных изображений, подобно кромке в форме купола или резца, или рельефных многоуровне­вых штампов. Латунь является идеальным металлом для любого тиснения фольгой или применения конгревного тиснения. Од­нако её не всегда используют в связи с дорогостоящим произ­водством штампа из латуни.

Из латуни, твёрдого сплава, производят очень прочные штампы, которые служат для изготовления миллионов оттис­ков-тиснений. Для многотиражных изданий часто используют штампы из латуни, даже для простых, одноуровневых клише ди­зайнов, потому что общая стоимость и простой могут компенси­роваться и расходы быть меньше, чем при работе со штампом из магния. Латунь можно также переработать или починить при незначительном повреждении штампа. Так как латунь твёрже меди или магния, мелкие детали изображения - включая выво­ротные - могут хорошо воспроизводиться при тиснении на бу­мажных материалах (бумаге и картоне).

Когда требуется глубокое конгревное тиснение, латунь мож­но легко углубить. Увеличив рельефный угол до 60°, можно полу­чить глубину до и ниже 0.025 дюйма. Таких высоких рельефных углов можно добиться при помощи процесса механической гра­вировки, используемой для производства латунных штампов.

Латунь является единственной альтернативой для многоуров­невых и рельефных штампов. В процессе фотомеханической гравировки нельзя определить многоуровневое пространствен­ное измерение с фотографии. Поэтому художник по изготовле­нию штампов должен гравировать эти измерения на отдельных уровнях латуни в соответствии со спецификациями заказчика, относящимися к художественному оформлению данной работы.

Создание рельефного штампа является большой проблемой для изготовителя штампа. Латунь является единственным мате­риалом, который используется для рельефных изображений. Изготовитель штампа пользуется ручными инструментами, тщательно гравируя латунь до тех пор, пока он не добьётся же­лаемого результата. Можно использовать отпечаток штампа из глины для проведения периодических проверок гравировки, что значительно облегчает этот процесс.

Изготовитель штампов время от времени проводит ручную гравировку магния, так как он является мягким металлом. Тем не менее, штампы из магния являются слишком мягкими для ис­пользования их в качестве рельефных штампов для работы на прессе. Изготовитель штампов использует штампы из магния в качестве образцов, оригиналов для машинной обработки штам­пов из латуни. Такая технология используется, когда применя­ются многоуровневые штампы печатных листов, или же когда по каким-то причинам требуются двойные штампы, или нес­колько одинаковых штампа.

Сталь

Стальные штампы можно использовать для конгревного тисне­ния. Сталь является очень твёрдым металлом, и её можно под­вергать дополнительно термообработке для увеличения ( рока службы штампа. Так как сталь является очень твёрдой, сё труд­нее гравировать, и для проведения этой обработки обычно тре­буется сначала изготовить оригинал из другого металла, подоб­ного латуни. С этого оригинала при помощи программы ЦПУ (CNC - числовое программное управление) можно обработать стальной штамп на металлорежущих станках с ЦПУ. После тер­мообработки стальной штамп можно использовать для изготов­ления миллионов оттисков, прежде чем он потеряет твёрдость элементов и четкость изображения.