Конгревное тиснение – основы технологии. Часть третья.

Работа пресса конгревного тиснения

После изготовления штампа его монтируют на рабочей плите пресса для конгревного тиснения. Пресс должен быть приспо­соблен для применения сильного давления, необходимого для деформации бумаги. Обычно одна тонна давления на квадрат­ный дюйм площади с печатающими элементами требуется для выработки необходимого усилия тиснения. Размеры пресса дол­жны соответствовать не только физическим параметрам печат­ного листа, но также и количеству усилия, которое применяет­ся во время работы пресса. Большие прессы чрезвычайно тяжёлые. Они создают давление до нескольких тонн.

Рис. 11.7. Автоматический пресс для горячего тиснения фольгой МК-585.

 

Существует возможность осуществлять холодное конгревное тиснение, но наилучших результатов можно добиться, приме­няя процесс нагревания в ходе выполнения конгревного тисне­ния. Нагревание помогает в процессе деформации бумажных волокон. Углублённые конгревы требуют более сильного нагре­вания для изменения формы волокон. Для очень глубоких конгревных тиснений может потребоваться нагревание штампа до температуры 250°F или даже более высокая температура для по­лучения наилучшего результата.

Контрштамп (матрица)

Контрштампы чрезвычайно важны в процессе конгревного тиснения. Изготовитель штампа производит штамп женского рода (штамп-мама), но процесс конгревного тиснения происхо­дит, только когда существует соответствующий рельефный штамп мужского рода (контрштамп, матрица, штамп-папа), для того, чтобы совершенно изменить форму бумаги. Наилучшее качество достигается, когда контрштамп касается дна основно­го штампа. Достаточно сильное давление требуется для того, чтобы сжать бумагу между этими двумя поверхностями. Опера­тор пресса следит за опусканием бумаги до самого дна и её пол­ного контакта с двумя штампами. Если печатный лист не каса­ется дна, детальное изображение теряется и конгрев не получится чётким.

Оператор обеспечивает опускание до дна материала, регули­руя силу отпечатка штампа на прессе. Отпечаток штампа - это сила давления, применяемая между штампом и контрштампом. Отпечаток может меняться - он может иметь пробел между штампами, а может иметь излишнее усилие. В таких случаях оператор пресса выключает давление на время, пока изображе­ние заметно размывается. Затем давление восстанавливается и вновь достигается оптимальное изображение. Оттиск с замет­ным оборотным рельефом преждевременно приведет штамп к негодности. Хороший отпечаток штампа появится тогда, когда будет не только видно чёткое изображение, но и небольшое сжа­тие самого бумажного материала. Текстура бумаги может пока­заться изменённой в области конгревного изображения.

Существует несколько различных типов контрштампов. Из­готовленный на заводе контрштамп изготовитель штампов под­гоняет под существующий основной конгревный штамп. Точная подгонка контрштампа и самого штампа друг к другу обеспечи­вает отличное качество конгревного тиснения. Подходящие под пару штампы совмещаются таким образом, чтобы две сос­тавляющие части можно было легко вмонтировать в нужную по­зицию в прессе.

Принятие решения использовать изготовленный на заводе контрштамп зависит от объёма печатных работ, количества изображений в форме пресса, стоимости приправки, сложнос­ти превращения пробельных участков в рельефные на основе штампа, возможности повторной обработки и стоимости изго­товленного на заводе самого контрштампа. Большинство ком­мерческих предприятий пользуются контрштампами, изготов­ленными на заводе.

Вторым способом изготовления контрштампа является ис­пользование термопластмассового листа для изготовления штамповкой контрштампа в самом прессе для тиснения, при по­мощи самого штампа. Этот способ изготовления является отно­сительно лёгким, в особенности если лист сделан из материала Pragotherm. Pragotherm - это термопластмасса, которая прини­мает форму штампа при нагревании. Штамп монтируется в прессе, а лист Pragotherm, эквивалентный ему по формату, обра­батывается на рабочем столе станка для тиснения. Пресс нала­живают на процесс производства отпечатка со штампа, прижи­мая на одну-две минуты термопластмассу и нагревают. От нагревания термопластмасса принимает форму штампа, созда­вая его контурное отображение.

Для отливки контрштампов можно также использовать жид­кую смолу. Феноловая смола, состоящая из расплавленного по­рошка, выливается в форму на столе станка для тиснения, кото­рая соответствует конгревному штампу. В ходе нагревания на эту форму наносится отпечаток штампа на одну-две минуты. Пластмасса деформируется от нагревания, создавая контр­штамп. Жидкая смола не очень удобна для работы, особенно по сравнению с листами термопластмассы.

Формованные контрштампы просты и легки в обращении, но они не такие твёрдые, как контрштампы, изготовленные предварительно на заводе. Твёрдость деталей меньше, чем у контрштампов, изготовленных на заводе. Время на приводки пресса увеличивается, потому что основу необходимо отливать на самом прессе.

Третьим, менее распространённым типом контрштампов яв­ляется контрштамп, вырубленный вручную. Если пресс не име­ет системы нагревания, контрштамп изготавливают на заводе, либо закупают, либо создают вручную. Контрштампы изготавли­ваются вручную из прокладочного картона. Пигментная бумага вставляется между вмонтированным штампом и прокладочным картоном, затем делается один отпечаток, передающий изобра­жение на белый картон. Оператор выделяет изображение при помощи резца и убирает пробельный участок, слой за слоем. Та­кая задача может быть неинтересной и утомительной, в зависи­мости от сложности вырубки. При помощи основы штампа, вы­рубленного вручную, практически невозможно добиться острых и твёрдых кромок или глубокого конгрева. К тому же, требуется очень длительное время для приводки пресса.

Ручная резка используется редко на коммерческой основе. Есть только одно исключение, когда конгревному тиснению под­вергаются простые формы, такие как квадраты или прямоуголь­ники. Обычно такие контрштампы вырезаются вручную, и не только потому что такие формы легко создавать, а также из-за необходимости видоизменить их для устранения складок в углах.

Подготовка пресса для тиснения к работе

Процесс подготовки к работе пресса для конгревного тиснения напоминает процесс подготовки пресса для тиснения фольгой. Конгревное тиснение создаёт огромное напряжение на пробель­ном участке бумаги, особенно в углах квадратов и прямоугольни­ков. Углублённые конгревы могут быть причиной появления складок в этих углах. Для оператора пресса трудно получить чис­тый угол в 90° в процессе тиснения для одноуровневых штампов (клише) квадратов и прямоугольников. Незначительные склад­ки и сгибы могут появиться в углах, распространяясь далее в про­тивоположную сторону. Так как обычно для квадратов и прямо­угольников используют контрштампы, изготовленные вручную, оператор может скорректировать нежелательные складки и сги­бы, соединив углы основы штампа на шпонку.

Взгляд дизайнера на конгревное тиснение

Художественное оформление, подготовленное для конгревного тиснения, очень похоже на файлы для тиснения фольгой. Все элементы должны быть подготовлены в чёрном цвете, за исклю­чением прозрачных изображений, которые можно создать, ис­пользуя серые полутона или темный цвет. Вместе с файлом не­обходимо предоставить пробный лазерный оттиск. Любые инструкции, касающиеся выравнивания, рельефов или формы кромки, должны быть указаны в файле. Избегайте мелких эле­ментов дизайна и маленьких деталей изображения.

Дизайн одноуровневых штампов (клише)

Художественное оформление для клише должно воспроизво­диться в чёрном цвете, с использованием только графического изображения и текста (шрифта). Пользуясь программой обра­ботки иллюстраций и текста, переведите все шрифты и линей­ки в контурный шрифт. Обработка рельефов и кромок не входит в художественное оформление, но этот процесс необхо­димо указать и сопроводить инструкциями. Вы можете предста­вить цифровой файл для изготовления фотоформы (пленки) для фотомеханической гравировки или же послать плёнку не­посредственно изготовителю клише.

Крупный декоративный шрифт больше всего подходит для конгревного тиснения. Заголовки, краткие, эмоционально заря­женные фразы и другие крупные элементы являются хорошим выбором для проведения конгревного тиснения. Мелкий основ­ной текст, наоборот, лучше тиснить фольгой или печатать. Мел­кий шрифт, мелкие штриховые изображения, мелкие логотипы и чрезмерно мелкие детали не подходят для хорошего конгрева.

Общим правилом для проектирования конгревного тисне­ния, основанным па практическом опыте дизайнеров, является необходимость избегать шрифта с тонкими засечками менее 16 пунктов и рублёного шрифта менее 12 пунктов. Вдавленный шрифт текста может быть чётким около 10 пунктов из-за появ­ляющихся теней. Рукописный шрифт достаточно хорошо под­даётся конгревному тиснению только в том случае, если тол­стые штрихи составляют, по крайней мере, 3 пункта, даже если тонкие штрихи намного тоньше (потому что рукописный шрифт находится под углом к верхнему освещению). Помните, что размещение рельефа может также повлиять на измерение, так как внутренний и продольный рельефы снижают это изме­рение. Проконсультируйтесь с вашим специалистом по тисне­нию, если вы обеспокоены выбором полного комплекта шриф­та определённого кегля и рисунка, включая цифры и знаки пунктуации.

Тиснённые конгревом изображения будут казаться меньше, чем эквивалентные напечатанные. Опытные дизайнеры часто утолщают штрихи и стилизуют выбранные ими комплекты шрифта, делая их жирными для того, чтобы сделать более объёмным и толстым дизайн изображения для конгревного тиснения.

Подготавливая графическое изображение, учтите, что очень тонкие линейки и штрихи не очень подходят для конгревного тиснения. Ниже приведён простой пример для определения возможности создания дизайна для конгревного тиснения.

Напечатайте изображение в виде штрихового рисунка. В ре­альности все штрихи должны иметь ширину, составляющую 1 пункт или более. Рисунок будет похож на иллюстрацию для детской книги-раскраски. Убедитесь, что на рисунке присутству­ют все элементы, которые вы хотите обработать конгревным тиснением. Если изображения или шрифты начинают сходить­ся и становятся трудноразличимыми, конгревное тиснение, скорее всего, не улучшит общей картины вашего проекта. Изоб­ражение необходимо упростить или укрупнить. Очень мелкие штриховые клише могут быть потеряны или могут порезать бу­магу во время процесса конгревного тиснения.

В процессе дизайна для конгревного тиснения вам необходи­мо прибавить дополнительное пространство - разрядку, пробел между словами и интерлиньяж - для компенсации трёхмерной структуры конгревного тиснения. Для трёхмерной работы не­обходимо дополнительное пространство на бумаге, для двух­мерной работы дополнительный пробел не требуется. Углублён­ные конгревы требуют добавления пробельного пространства вокруг элементов дизайна. Высокие рельефные углы также тре­буют немного больше пространства.

При заказе одноуровневого штампа (клише) вас могут попро­сить уточнить глубину тиснения, угол рельефа и размещение ре­льефа. Многим дизайнерам не нравится принимать такие реше­ния самостоятельно. Как альтернативу вы можете предоставить дизайнеру образцы бумаги, а также описать, какое ощущение или какой внешний вид изображения вы хотели бы получить в результате тиснения. Такой подход к дизайну может быть полез­ным, потому что вы используете опыт гравировщика в изготов­лении клише (штампа), при помощи которого можно получить желаемые вами результаты. А если вы ещё представите специ­фикации, всю имеющуюся у вас информацию о глубинах и ре­льефах - вместе с соответствующими деталями, относящимися к исходному материалу и его использованию - вы предоставите дизайнеру всю необходимую информацию для проектирования художественного оформления.

Не забудьте о выборе места размещения рельефов. Внешний рельеф может стать причиной наложения друг на друга букв в тексте, если не оставить небольшого дополнительного прост­ранства. Внутренний рельеф может заставить буквы сжиматься в тонкие штрихи и элементы, в особенности при наличии мел­кого шрифта. Важно рассмотреть процесс размещения и фор­мат рельефов при проектировании вашего исходного графичес­кого изображения.

Вы можете выбрать одноуровневый штамп (клише) с альтер­нативой изменения формы кромки. Если вы решаете использо­вать купол, резец или клише с закруглёнными краями, вы будете готовить художественное оформление для рельефной работы. Указанные кромки изменяют внешний вид изображения, делая его более мягким по сравнению с рельефным дизайном.

Дизайн многоуровневых штампов

В многоуровневых штампах для создания художественного оформления используют другие элементы с другими углублени­ями для конгревного тиснения. Многоуровневые файлы точно показывают все уровни, которые можно быстро идентифициро­вать и разделить в художественном оформлении. Эта задача обычно достигается при помощи нанесения различных цветов на элементы каждого отдельного слоя. Для каждого слоя штам­па готовится отдельная фотоформа (плёнка). Все принципы подготовки одноуровневого штампа применимы к работе по разработке и оформлению многоуровневого штампа.

Когда вы решите, сколько уровней вы собираетесь использо­вать, вы должны обдумать несколько важных факторов. Так как многоуровневые изображения используют латунные штампы, сложность в воспроизведении изображения и количество уров­ней увеличат стоимость штампов. В большинстве случаев обыч­но используют два или три уровня. Многие дизайнеры предпо­читают использовать два уровня, вдавливание и выдавливание, для создания максимального контраста между двумя уровнями.

Дизайн рельефных штампов

Подготовка художественного оформления для рельефных штампов отличается от подготовки художественного оформле­ния для одно- и многоуровневых штампов. Художественное оформление используют лишь как руководящий принцип, пото­му что изготовитель штампа должен по-своему интерпретиро­вать подготовленное художественное оформление и гравиро­вать штамп вручную. Обычно приветствуется предоставление рекламной фотографии, поскольку мастер гравировки работает при помощи ручных инструментов для создания штампа.

В связи с тем, что рельефные штампы используют для воспро­изведения штрихов и полутонов, полутоновое изображение при­нимается в качестве художественного оформления. Можно пре­доставлять даже фотографии. Если используется графическое изображение, можно предусмотреть прозрачные преобладающие тона для того, чтобы помочь гравировщику правильно понять важные части дизайна. Штриховка также является приемлемой.

Гравировщик берёт рекламную фотографию и начинает об­рабатывать латунный штамп, вначале делая эскизы на латуни, а затем гравируя маленькие отступы в ней. Художник продолжает работать постепенно, по кускам, периодически воспроизводя штамп из глины. Процесс может занять несколько часов или дней, в зависимости от сложности изготавливаемого штампа.

Если ваш конгрев совпадает с тиснением фольгой или печа­тью, важно указать на это совпадение, когда вы будете представ­лять ваше художественное оформление. Если конгрев совпадает с тиснением фольгой, можно представить художественное оформление для тиснения фольгой и художественное оформле­ние для тиснения конгревом в одном файле как два разных отпе­чатка рекламной фотографии или два отдельных слоя. Изгото­витель штампов проследит, чтобы штампы подходили друг другу.

Если конгрев совпадает с печатью, представьте печатанное графическое изображение на отдельном уровне, потом спрячь­те его перед тем, как сделать отпечаток. Изготовители должны знать совпадающие области, чтобы сфокусировать внимание на размере штампов и приводке на этих местах.

Выбор материала

Выбор материала является одним из наиболее важных аспектов для получения качественного конгревного тиснения. Важно выбрать относительно мягкий, толстый материал, который лег­ко меняет форму. Существует множество типов материала, кото­рые хорошо подходят для конгревного тиснения, но существует также и множество типов материала, которые не подходят для него. В общем, деловые бумаги, включая писчую бумагу, боль­шинство книг и обложек с покрытием, газетная бумага, реестры и бесконечные формуляры не подходят для хорошего конгрев­ного тиснения. Большинство картонов и материалов для обло­жек отлично принимают конгревное тиснение.

Качественное конгревное тиснение определяет характерис­тики, которые свойственны длинным, эластичным, целлюлоз­ным волокнам. Пористый материал обычно деформируется лучше, без всяких повреждений или трещин. Большинство ком­паний, специализирующихся на конгревном тиснении, могут предоставить вам список рекомендуемых типов бумаги. Если вы используете неизвестный вам тип бумаги, предоставьте её образцы до начала работы для проведения испытаний. Нет ни­чего хуже, чем, сделав отпечаток на материале, выяснить за­тем, что он не подходит для конгревного тиснения.

Если вы выбрали материал, опытный изготовитель штампов может подготовить штамп для большинства различных типов бумаги. Неглубоко протравленные клише могут сработать по технологии тиснения фольгой на материалах, которые не под­даются конгревному тиснению. Оператор пресса введёт матери­ал, затем установит подходящую температуру для нагревания и давление для того, чтобы получить нужные результаты. В боль­шинстве случаев можно смело использовать выбранный зара­нее материал. Тем не менее, конгревное тиснение всегда выгля­дит более эффектно на материале, который хорошо принимает и держит конгревное изображение.