Конгревное и блинтовое тиснение

 

 Как дизайнерам создать изделие, которое привлечет внимание в мире, где люди от­влечены и имеют очень небольшое количе­ство времени, чтобы усвоить информацию? Ответ один — включите конгревное и/или блинтовое тиснение в технологический процесс изготовления своей печатной про­дукции, потому что эти методы отделки добавляют акцент и выразительность.

 

Термин «конгревное тиснение» относится к процессу подъема поверхности бумаги с при­менением высокой температуры и усилия. Оно достигается путем зажима бумаги между нагре­тым выгравированным штампом — матрицей — и соответствующим контрштампом пуансо­ном/патрицей. Высокая температура позволяет бумажным волокнам вытягиваться более легко, в то время как давление, созданное между штампами, «вдавливает» бумагу в гравирован­ную область. Когда этот процесс используется для вдавливания бумаги, а не возвышения ее, тиснение называется блинтовым.

Люди замечают высоту. Горы, высокие люди и конгревный рельеф управляют вниманием. Приподнятые над плоским листом бумаги изоб­ражения привлекут взгляд занятого читателя и вызовут более пристальное изучение направ­ленного сообщения. Люди любят проводить пальцами по рельефу, потому что это добавляет третье (осязательное/тактильное) измерение к двухмерной печати.

Методы рельефного конгревного и блинтового тиснения создают пики и долины, которые

Что вы изучите

•     Материалы штампа

•     Скошенные грани/фаски

•     Принципы выбора бумаги

придают глубину печатной продукции, делают изображения заметными и привлекают внима­ние читателей новыми свежими способами. Конгревное тиснение создает приподнятые над поверхностью изображения, в то время как блинтовое создает «утопленный» рельеф. Тер­мин «слепое тиснение» относится к оттискам, которые не приводятся к предварительно напе­чатанным изображениям.


Распространенные типы штампов для тиснения

Очевидно, что, если вы делаете тиснение по напечатанным элемен­там, приводка важна, потому что тиснение по­верх напечатанного изображения схоже с нанесением краски другого цвета. Неприводка при блинтовом тиснении делает изделия не­пригодными.

Сложность структуры и рисунка рельефа непосредственно связана с уровнем элементов изображения, выгравированных в штампе. Для воспроизведения плоского изображения может быть создан простой одноуровневый штамп со скошенным краем/фаской в 30°. Для воспроиз­ведения мелких деталей изготавливается мно­гоуровневый штамп в почти безграничном диа­пазоне рисунков, структур и дизайнов.

Процесс изготовления штампа

Штампы для тиснения фольгой и рельефного тиснения могут быть изготовлены из несколь­ких различных материалов. Профиль (глуби­на/высота элементов изображения) штампа — и непосредственно срок его эксплуатации — за­висит от материала штампа и процесса, приме­ненного для его гравирования/травления.

 

 

Конгревное тиснение на картоне.

Магний — это мягкий металл, с низкой теп­лопроводностью, из-за чего магниевые штампы преимущественно используются для простой одноуровневой штамповки с тиражом в не­сколько сотен и не рекомендуются для конгревного тиснения. Мягкость металла также огра­ничивает срок его эксплуатации. Магниевые штампы обычно получают травлением кисло­той, то есть процессом, в котором используется химический раствор для получения желаемых рисунков или изображений.

.Медные штампы имеют прочность и тепло­проводность, достаточные и для тиснения фоль­гой, и для рельефного тиснения. Хотя медные штампы обычно используются для одноуровне­вого тиснения, они допускают двойное травле­ние для создания многоуровневого профиля. Подобно магниевым штампам, медные штампы также производятся путем травления кислотой. С правильной подготовкой оборудования к ра­боте медный штамп обеспечит получение зна­чительного количества отпечатков, что делает применение его оправданным для проектов большого объема на уровне нескольких тысяч экземпляров в месяц.

Латунные штампы являются лучшими и на­иболее универсальными и для тиснения фоль­гой, и для конгревного тиснения. Хотя они мо­гут быть получены и травлением кислотой, но в основном латунные штампы изготавливаются машинным фрезерованием — процессом, во время которого стачиваются излишки металла. Для проектов с мелкими деталями изображе­ния латунный штамп выполняется вручную. Для большей точности воспроизведения изго­товитель штампа вырезает элементы изобра­жения. Ручное изготовление обычно требуется
для штампов со сложными многоуровневыми профилями. Латунь лучше проводит тепло и имеет большой срок эксплуатации. С правиль­ной подготовкой оборудования к работе такие штампы могут регулярно использоваться в те­чение многих лет.

Наверное, единственный недостаток латун­ного штампа — его стоимость. Хотя они эксплу­атируются очень долгое время, изготовление их достаточно дорого. По этой причине вам могут понадобиться дубликаты штампов, выполнен­ные с латунных оригиналов. Дубликаты осо­бенно полезны в тех случаях, когда проекты ре­гулярно повторяются или когда одновременно происходит тиснение одного и того же сюжета на нескольких рабочих местах.

Существуют три основных материала, кото­рые обычно используются для изготовления дубликатов: бакелит, стеклопластик и никель. Бакелит — твердый пластик, является недоро­гим и простым в изготовлении; однако нагрева­ние и охлаждение в процессе тиснения лимити­руют срок его эксплуатации. Стеклопластик стоит чуть дороже, чем бакелит, но будет доль­ше работать. Никель является немного более дорогостоящим, чем бакелит и стеклопластик, но также более долговечен и подходит для мно­гоуровневого тиснения или изготовления ком­бинированного штампа. В основном никелевые дубликаты используются для конгревного тис­нения и комбинированных работ и получаются с латунного оригинального штампа (никелевые дубликаты получают методом гальванопласти­ки, что обеспечивает высочайшую точность зоспроизведения — прим. редактора ).

Есть несколько признаков, которые надо •'.:еть в виду, чтобы определить, изношен ли штамп. Сначала сравните образец, полученный = :-:ачале тиража (или образец из предыдущего " ража с использованием того же самого штам­па) с образцом, полученным в конце текущего тиража. Уменьшение глубины и/или четкости конгревного или штампованного изображения — признак того, что штамп износился. Так- -;е проверьте штамп непосредственно на при­тупление и округление граней. Выполняйте эти проверки после каждого тиража, если вы пла­нируете сохранить штамп для будущих тира­жей, и договоритесь о замене при первых при­знаках износа.

Глубина тиснения

Глубина конгревного и блинтового тиснения рас­полагается в диапазоне от 0,006 дюйма (0,15 мм) до 0,025 дюйма (0,64 мм). Очень глубокие штампы в 0,020—0,025 дюйма (0,51—0,64 мм) должны иметь скопленные грани/фаски для то­го, чтобы не прорезать бумагу. Понятие скос/фаска относится к способу, которым про­изводится угловой наклон краев штампа. Чем больше угол, тем более трехмерным/объемным может быть получаемое изображение. Можно оперировать углами наклона рельефа штампа от 30° до 60°. Они могут доходить даже до 80°.

При определении материала для изготовле­ния штампа нужно учитывать объемы работы, назначение и внешний вид готового изделия. Для больших объемов тиражей или тех работ, которые, как ожидается, будут повторяться не­сколько раз, штамп должен быть сделан или из меди, или из латуни, которые очень долговечны. Недорогой магниевый штамп (обычно называе­мый «та^»-штампом на родине автора книги) имеет свойство разбиваться, лопаться или ло­маться сравнительно быстро. Если проект име­ет очень мелкие детали или тиснение выполня­ется по тяжелому фактурному материалу, реко­мендуется использовать или медный, или латунный штамп.

Подготовка художественных работ/ иллюстрацийЕсть несколько руководящих принципов подго­товки иллюстраций для изготовителей штам­пов. В отличие от все более и более переводи­мого в цифровую форму офсета, изготовители штампов все еще работают с бумажными или пленочными носителями. Для одноуровневого штампа подготовьте или фотоформу, или чернобелый оригинал с хорошим разрешением, полу­ченный фотомеханическим методом. Художест­венные работы для многоуровневого штампа должны сопровождаться инструкциями на тон­кой полупрозрачной бумаге, прикрепленной к оригиналу, для каждого уровня. В общем случае проектные размеры должны быть немного пре­вышены, с более крупными линиями и мелкими точками, чем планируется в печати.

Образцы изделий с конгревным тиснением.

Пробелы должны быть, по крайней мере, па 2 пункта шире, иначе бумага не сможет войти в интервалы между элементами штампа. Широкий апрош (дополнительное место меж­ду буквами в слове) должен быть нормальным, а мелких или очень замысловатых проектов нужно избегать. Дизайнер должен указать, должен ли штамп иметь округленный или ско­шенный край, имея в виду, что обработка края возможна только для медных и латунных штампов. Сообщите своим клиентам, что ско­шенные грани создают оптический обман, за­ставляя изображения казаться меньше своей i 1 ату рал ь н о й величины.

Выбор бумаги

Бумажный материал — важный параметр. Мягкие бумаги легче поддаются тиснению, чем картон с покрытием и другие сложные ма­териалы. Материалы без покры­тия являются лучшими для глубо­кого тиснения. Конгревное и блинтовое тиснение выполняются под действием высокой темпера­туры и давления, которые разгла­живают фактурный материал.В то время как контраст между разгла­женным участком бумаги с рель­ефным изображением и остальной частью страницы поразителен и часто желателен, обезопасьте себя и предупре­дите клиентов о таком эффекте заранее.

Заключение...

Если вы колеблетесь в выборе соответствую­щей бумаги для вашего проекта, посоветуйтесь с отделочной компанией перед началом работы. Инструктивное заседание с участием заказчика, дизайнера, печатника и специалиста по отде­лочным процессам сэкономит для каждого мно­го времени, денег и убережет от разочарования.